С
этим вопросом – о том, продолжается или нет стерилизация безнадзорных
собак в городе, я обратилась к начальнику управления ветеринарии Юрию
Андрееву. Да, стерилизация продолжается, ответил Юрий Александрович.
Порядка 300 животных в месяц, которых доставляет «Спецтранс»,
подвергаются этой операции; плюс стерилизует ветеринарный центр,
выигравший соответствующий тендер на средства бюджета.
Отчего же у бродячих псин появляется все новое и
новое потомство? Одной только стерилизации в борьбе с бездомностью
животных недостаточно. Об этом твердили многие специалисты-ветеринары,
когда еще только начинался эксперимент со стерилизацией в нескольких
районах города.
Каких же мер не хватает? И почему не хватает? Какие
конкретно звенья борьбы с собачьей бездомностью пропущены и как так
получилось? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, как
начинался эксперимент.
Как уже писала наша газета, его инициатором был
ныне, к сожалению, ушедший от нас вице-спикер Законодательного собрания
Юрий Гладков. На часть средств из депутатского фонда Юрия Павловича
была начата хорошо зарекомендовавшая себя в Европе практика отлова и
стерилизации безнадзорных собак с последующим возвращением их в
привычную среду. И сам депутат, и его советники, ставшие идеологами
эксперимента, еще тогда публично предупреждали, что только одна эта
мера проблему не решит. Во-первых, животные мигрируют и размножаются. А
во-вторых, нужна система мер. И не случайно именно тогда от имени Ю.
Гладкова и поддержавшего его депутата И. Риммера в Законодательное
собрание был представлен проект закона «О домашних животных в
Санкт-Петербурге», самым тщательным образом прописывающий все
необходимые действия.
Не будем сейчас останавливаться на тексте того
документа – наша газета в свое время писала о нем достаточно подробно.
Напомним лишь главное. В законе выстраивалась четкая и логичная система
гуманного (это ключевое понятие) обращения с животными на все возможные
случаи. Отлов уличных животных, помещение в приюты, осмотр, лечение,
поиск владельца, передача новому хозяину, случаи гуманного усыпления и
погребение, система чипирования, ответственность за жестокое обращение
и многое, многое другое. На город возлагалась определенная
ответственность за выполнение этого закона. И, надо полагать, власть
была к этому готова, поскольку в то же самое время правительство
Петербурга при поддержке губернатора приняло концепцию о гуманном
обращении с животными.
Однако на принятый во всех чтениях закон было
наложено вето, поскольку юристы Смольного не согласились с юристами
Мариинского и сочли, что этот документ нельзя принимать без наличия
соответствующего закона федерального уровня. Позиция эта, прямо скажем,
весьма спорна – за разработчиками закона тоже стояли
высококвалифицированные юристы, но что случилось, то случилось.
Городские бобики и мурки остались без высокого законного
покровительства, а действия горожан в этой сфере – по-прежнему
неурегулированными, поскольку не решает проблем принятый вариант закона
(«О безнадзорных животных в Санкт-Петербурге» от 29.02.2008 г.), в
который превратился документ Гладкова – Риммера. Сами депутаты называли
получившийся в итоге закон рамочным и чисто декларативным.
Кое-что, пока очень немногое, из чего состояла
выстроенная в отвергнутом законе система, сегодня в городе все же
начинает понемногу осуществляться. Действительность того требует...
Правительство Санкт-Петербурга своим постановлением
«О мерах по созданию приютов для безнадзорных животных в
Санкт-Петербурге в 2008 – 2011 годах» установило участие бюджетных
средств города в строительстве приютов. Уже решено, что возводиться они
будут в шести районах – Колпинском, Красногвардейском, Петродворцовом,
Приморском, Пушкинском и Красносельском. Правда, какими они будут, пока
никто сказать не может. Начальник управления ветеринарии Ю. Андреев
ратует за приюты «проходные» (в противовес существующим ныне главным
образом «тупиковым»), где животным будут искать прежних и новых
владельцев. И с таким подходом трудно не согласиться: животное не
должно обитать в клетке – специалисты сравнивают такую жизнь с тюремным
заключением человека. Но и самые современные «проходные» приюты будут
эффективными лишь в рамках общей системы, когда в городе налажены
отлов, передержка, лечение, стерилизация, служба поиска владельцев... и
т. д., и т. п. – см. выше о системе в законе Гладкова.
Система, как уже говорилось, была загублена на корню
вместе с «заветированным» законом. И вот тут-то, вынужденно принимая
ситуацию такой, какая она есть на сегодняшний день, возвращаемся к
мысли о том, как бы хорошо иметь соответствующий федеральный закон, в
рамках которого можно решать все существующие городские проблемы.
И знаете, читатель, – проект такого закона появился!
Его поддержал и предоставил нашей редакции начальник управления
ветеринарии Ю. Андреев. Документ этот ушел в Думу по линии депутатов от
Петербурга. И, раз дело с его рассмотрением законодателем обстоит
весьма серьезно, имеет смысл вчитаться в текст.
Не утомляя читателя наукообразными цитатами, скажем,
что в представленном документе декларируются многие хорошие идеи и
принципы и намечаются пути решения некоторых серьезных проблем.
Так, говорится о необходимости только гуманного
обращения с животными, причем это касается и владельцев, и просто
граждан, и специалистов, – когда речь идет об отлове, лечении,
эвтаназии. Закон требует от владельцев обеспечения физиологических
потребностей организма их питомцев. Нельзя оставлять животных без корма
и воды, наносить им травмы и увечья, нельзя проводить хирургические
операции без обезболивания, нельзя разводить и содержать животных с
целью получения продукции и сырья из них... Есть положения о приютах,
гостиницах и пунктах передержки, о регистрации домашних животных.
Одно только положение сводит, по существу, на нет
общую гуманистическую направленность закона. В нем устанавливается
обязанность каждого владельца домашнего животного – собаки, кошки и
прочей одомашненной живности ежегодно регистрировать своих питомцев и
платить некую сумму в бюджет: регистрационный сбор в размере, который
должен установить Налоговый кодекс.
Как минимум два вопроса возникают, когда читаешь эту статью проекта закона.
Первый: кто будет проверять, есть у нас домашнее
животное или нет? Кому-то будет позволено заходить в наше жилище и
высматривать в нем кота, пса, хомяка, крысу, черепаху, рыбок?
И второй вопрос: представляют ли авторы закона,
скольких животных граждане, и без нового налога с трудом сводящие концы
с концами, выкинут на улицы?
В нашем городе, городе скромных зарплат и
пенсионеров, и без того содержать животное становится многим не под
силу! Цена на ряд ветеринарных услуг уже давно сравнялась с ценой
медицинской помощи человеку. А качественный корм для животных стал
ощутимой статьей семейных бюджетов.
...Я не знаю, как достучаться до авторов очередного законопроекта, чтобы объяснить им такие очевидные истины!
ФОТО Дмитрия ГРИЦКОВА