Закон об ответственном отношении к животным, скорее всего, будет принят в апреле 2017-го года. Зоозащитники считают, что он не поможет решить проблему бездомных животных в России. Также он не защитит собак и кошек, а также диких зверей от живодеров всех мастей.
В интервью Gafki.ru руководитель центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова посетовала на то, что общественные организации не приглашают для обсуждения поправок, а судя по комментариям чиновников в сми, в новом законе не будет представлено ни обязательной системы чипирования, ужесточения наказания за насилие над животными, ни строгого ограничения на разведение животных-компаньонов. Также, судя по всему, власти не введут запрет на притравочные станции.
Завтра, 11 февраля читайте вторую часть беседы с Ириной Новожиловой, в которой зоозащитница поделилась своим отношением к зоопаркам, циркам и театру кошек Куклачева.
-Ирина, вы боретесь за принятие закона более 15 лет. Были разные его редакции, которые по какой-то причине отклонялись то президентом, то депутатами и министерствами. На какой основе пишется и будет принят новый закон о животных?
Власти вернулись к закону 2011 года, который инициировали депутаты Туголуков, Нюдюрбегов и Мединский. Через год рабочая группа, куда я входила, была расформирована по неизвестной для нас причине и закон опять завис в стенах Госдумы. Далее закон был отдан на три года ЛДПР, но к принятию так и не был допущен.
-Какие ведомства сегодня разрабатывают этот закон?
Комитет по экологии Госдумы совместно с Министерством природы.
—Какие опасения у вас возникают?
Мы не видим смысла формировать положения закона без связи с общественностью, потому что именно через нас ежедневно идёт поток жалоб от граждан и мы знаем все «белые» пятна в законодательстве. А пока, насколько мы знаем ситуацию в своём зоозащитном сообществе, такого взаимодействия нет.
По комментариям же чиновников мы видим, что притравочные станции, за закрытие которых мы боремся и которые нарушают своим фактом существования целый ряд законодательных актов России, не будут закрыты, а каким-то образом будут регламентированы.
В российском законодательстве нет разрешения отлова животных из леса с целью с целью дальнейшего использования в качестве объекта натравки, таких разрешений ни одно ведомство не выдаёт, да и располагать на территориях охотхозяйств животных в клетках также не разрешено. Никакие структуры не контролируют эту деятельность.
По ответам из госструктур мы видим большую путаницу. Минсельхоз и Минприроды дают противоречивые ответы на вопрос: что такое натравка и нагонка. С одной стороны, они нам отвечают, что это элемент охоты, а с другой — область племенного собаководства. По ЕГРЮЛам (Единый Государственный Реестр Юридических Лиц, -прим.ред) это вообще нечто.
Мы спрашиваем у чиновников, если вы говорите, что это легальная деятельность, то она должна быть закреплена в кодексе экономических видов деятельности под каким-то номером. Нам отвечают: 92.72, то есть развлечение и досуг (Код регистрации бизнеса в направлении «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений», -прим.ред.) То есть терзать животных собаками это у нас досуг.
Следующий аспект, который нас волнует – что будет входить в понятие «животные», ведь законопроект называется «Об ответственном отношении к животным». У нас пять сфер и в каждой есть животные. Это животноводство, пушное звероводство, эксперименты над животными, индустрия развлечений и животные-компаньоны.
Если авторы текста имеют в виду только животных-компаньонов – собак и кошек – тогда это надо выносить в название закона, чтобы не закрывать нам возможность лоббировать отдельные законодательства в защиту животных по другим сферам. Самый худший вариант – точечно, по одному пункту вкрапить в закон о животных—компаньонах положения по животным из других сфер, чтобы в дальнейшем по всем вопросам нам говорить: «у вас есть закон в защиту всех животных!»
А какой в нём смысл, если он не будет решать ни одну проблему, ведь сферы с системной жестокостью – это мегасферы, требующие полноценных глав или даже отдельных законов.
-Есть ли все-таки в законопроекте то, что вселяет надежду, за что можно порадоваться?
Сложно сказать. Это текст в виде поправок. Например, там на тему подопытных животных есть пункт о том, что нельзя использовать подопытных животных, если есть альтернатива. То есть толковать можно по-разному. Какой-то вуз или научное учреждение может сказать: «А у нас нет альтернатив!» И все.
-Система обязательного чипирования животных там будет?
Насколько я знаю, там есть такой пункт, но опять же вопрос реализации. Как это будет выглядеть, платно или бесплатно. Недавно глава Минприроды Донской заявил в сми, что чипирование будет носить добровольный характер и за счет владельца. Это значит, что почти никто этого не будет делать в России.
-Наказание за живодерство в России будет ужесточено?
По тем поправкам, которые мы видели сейчас, там совершенно мизерные штрафы. С 245-й (Статья Уголовного кодекса РФ. Жестокое обращение с животными, -прим. ред.) тоже нужно что-то делать. Абсолютно инвалидная статья, понятие жестокости трактуется очень узко – увечья или гибель. Далее – наказание наступает за мотивацию — из корыстных или садистских побуждений. Но ни один маньяк не признается, что издевался над кем-то из садистских побуждений. То есть судить по мотивации бессмысленно.
-А ответственность в новом законе предусматривается за выброс животного на улицу?
В поправках мы этого не видим. Мы это естественно предусматривали. Попрошайки в метро и выброс животного это как раз бесконтрольное разведение животных.
|